• slide_3.jpg
  • slide_1.jpg
  • slide_2.jpg

Исповедь.

В 1993-1994 годах работники электродепо “Дарница” и “Оболонь” Киевского метрополитена прошли процедуру коллективного трудового спора. К забастовке дело не дошло - требования работников были частично удовлетворены. Но, во время рассмотрения в суде дела о законности объявленной забастовки, председатель объединенного профсоюзного комитета представлял интересы администрации, а не наёмных работников. Эти события заставили некоторых работников задуматься, возможно ли в новой Украине действовать по советским традициям. Используя опыт коллег железнодорожников и харьковских метрополитеновцев, где уже были созданы Свободные профсоюзы (соответственно в 1992 и 1993 годах), девять  машинистов электропоездов електродепо “Дарница”  (в их числе и я), 22 июня 1994 года на учредительном собрании создали Свободный профсоюз работников Киевского метрополитена (ВППКМ), председателем которого был избран я. Тогда я ещё работал машинистом электропоездов метрополитена, был председателем цехкома цеха эксплуатации электродепо “Дарница” и заместителем председателя ОПК.

 

Создание профсоюза совпало с исторической датой – началом Великой Отечественной войны.

Главным отличием ВППКМ есть то, что, в соответствии с уставом, членами профсоюза могут быть только наёмные  работники, которые предоставляют профессиональные услуги в Киевском метрополитене и не являются работодателями. Пребывание администрации в одном профсоюзе с наёмными работниками - это одна из традиций советских времён. Основная задача профсоюза – защищать интересы членов профсоюза. Возможно ли одновременно защищать интересы работодателя и наёмного работника, если эти интересы не всегда совпадают, а чаще всего совсем не совпадают.

Как раз это, то есть  невозможность влиять на принятие решений  профсоюза, очень не понравилось тогдашней администрации. Да и не только администрации, а и тех «кочек», которые считают себя «буграми». А  когда профсоюз деятельностью доказал свою независимость, началось нескрываемое давление на членов профсоюза с целью ликвидации профсоюза. Чтобы сохранить профсоюз, я вынужден был провести акцию протеста - пятнадцатидневную голодовку. Это привело к тому, что открытое противостояние профсоюзу прекратилось. ВППКМ продолжает не только своё существование, но и деятельность.

Цель деятельности профсоюза – это защита социально-экономических, гражданских прав и интересов членов профсоюза, а не только членов Исполнительного бюро или профкома, как считают некоторые.

Проблематично было даже провести заседание бюро потому, что относительно здоровыми или, вернее, недообследованными в составе бюро были только Довнич, Палий и Сердюк. Я никого не упрекаю, а просто констатирую факты. Тем более, что в числе болезненных был и я, но далеко не на первом месте. Но это было не главной причиной не совсем активной работы бюро.

Например, бывший машинист ТЧ-1 Малинко, будучи членом исполнительного бюро, не утруждал себя посещениями оного, несмотря на то, что для проведения заседаний бюро он освобождался от  работы. Однако, как только ему, за пререкания с ТЧМИ, стал грозить выговор, он приходил в депо, даже будучи на выходном.

В электродепо «Оболонь» и «Харьковское» были созданы профкомы. Председателями этих профкомов были избраны Сергей Нагорный и Михайлов, соответственно. Они возомнили себя начальниками, не учитывая, что в профсоюзе нет начальников, а есть руководители с соответствующими правами и, главное, обязанностями. Но, когда эти «начальники» не смогли решить свои шкурные интересы, даже пытаясь к своим действиям привлечь Исполнительное бюро, они вышли из профсоюза и, своими действиями, присоединились к тем, кто пытается развалить наш профсоюз. Во время войны тоже были полицаи.

Очень активным был Виктор Байов, после того, как профсоюз отстоял его права. Он выполнял любые поручения и решал вопросы не только членов нашего профсоюза, а и тех, кто был нашим противником. Но активность он проявлял только до того момента, пока начальник депо решил уволить его за то, что из 52 недель в году Байов отработал только одну. А когда я объяснил ему, что администрация вправе его уволить, Байов направил свою активность на борьбу со мной непорядочными методами, граничащими с подлостью. Рассказывать подробно о всех его интригах – это напрасно тратить ваше время и много чести самому Байову.

Самовыдвиженец Нагорный: понимал слово руководить, как два слова, т.е. рукой водить. А когда он себя задвинул, покинув наши ряды, то пообещал, что вслед за ним начнётся выход из профсоюза. И в самом деле, вышли все те люди, которые вступили по его агитации.

Еще один самовыдвиженец Ненадович, когда решил вопрос своего карьерного роста, переполз на другую сторону баррикады. Фамилия Котенко у членов бюро являются нарицательными. Невзирая на то, что на них было больше всех затрачено энергии и времени, они выйдя из профсоюза, даже в суде пытались воспользоваться защитой ВППКМ.  Вот такие у нас были профсоюзные активисты.

Наш профсоюз действует на принципах сотрудничества с соответствующими государственными органами и учреждениями, относительно вопросов анализа и исследований в областях проблем труда, занятости, здравоохранения  и природной среды. ВППКМ является соучредителем и членской организации Конфедерации Свободных профсоюзов Украины (КВПУ). Я являюсь заместителем председателя КВПУ и членом Национального социально экономического совета. И именно активное членство в КВПУ даёт возможность нашему профсоюзу решать вопросы на высоком государственном уровне, т.е. – Министерства труда, Национального трёхстороннего социально-экономического совета, Национальной служба посредничества и примирения и др. Также, Конфедерация Свободных профсоюзов Украины является членской организацией Международной конфедерации профсоюзов. И это уже даёт возможность выхода на международный уровень.

Деятельность ВППКМ направлена на повышение благосостояния работников метрополитена, требование выполнения администрацией правил и норм охраны труда. Когда административный профсоюз в рабочее время по разнарядке выводит людей на пикетирование с требованием повышения тарифов на проезд в метрополитене, члены нашего профсоюза, не смотря на запугивания «бугров» в свое свободное время выходят на пикетирование с требованием повышения зарплаты работникам метрополитена.

Мы выступаем за построение правового демократического государства. Считаем необходимым  поддерживать демократические преобразования в Украине, выступаем за консолидацию всех профсоюзов и общественности для повышения жизненного уровня граждан Украины. Признаем сотрудничество с любыми политическими партиями и общественными организациями, но лишь в том направлении, которое касается защиты интересов  трудящих.

Фактическое непризнание нашего профсоюза привело к тому, что я вынужден был обратиться в Конституционный суд Украины. Все другие судебные инстанции к тому времени я уже прошёл. И в 1998 году Конституционный суд Украины подтвердил, что все профсоюзы, независимо от подписания коллективного договора, имеют равные права. От этого Решения Конституционного Суда, который подтвердил мое трактование закона, лично я получил огромное моральное удовлетворение. Четыре года администрация доказывала мне, что я дурак и не неправильно понимаю законы. А оказалось, что в Украине я не единственный "дурак"!

В 2012 году нашему профсоюзу исполнится уже восемнадцать лет, но всё равно некоторые большие специалисты в области юриспруденции Киевского метрополитена считают, что для борьбы с нашим профсоюзом можно игнорировать нормы законодательства и Решение Конституционного суда Украины. Наш профсоюз так и не стал субъектом стороны коллективного договора. Но низкий уровень правовой образованности противников ВППКМ, привел к парадоксу. Члены нашего профсоюза, согласно законодательству, как работники метрополитена, пользуются всеми льготами предусмотренными колдоговором, в то же время, наш профсоюз, согласно Решения Конституционного суда Украины, имеет те же права, что и административный профсоюз, но, согласно «Закону Украины про коллективные договоры…» совсем не обязан выполнять нормы колдоговора. Сами себя перенедохитрили. Мы не будем выполнять те нормы, которые не совпадают с интересами работников метрополитена.

Исполнительное бюро ВППКМ реагировало на все обращения, которые требовали решения профсоюзного органа. Хотя некоторые, уже бывшие, члены профсоюза считали, что профсоюз – это адвокатская фирма. Почему бывшие – потому что, обидевшись, они вышли из профсоюза. Обида была  за выговор, объявленный за три опоздания, но ведь выполнять свои должностные обязанности необходимо независимо от членства в профсоюзе.  Также пришлось выслушивать обвинения, что мы защищали злоупотребляющих спиртными напитками. Это  обвинение касалось того, что Исполнительное бюро не дало согласие на увольнение работника, который, как утверждала администрация, находился на рабочем месте в нетрезвом состоянии. Отказ дачи согласия на увольнение был аргументирован тем, что не была проведена экспертиза, которая является доказательством нетрезвого состояния работника. А объявленный выговор привел к тому, что администрация, даже если бы вина работника была доказана, уже не имела права объявлять второе взыскание за одно и тоже нарушение. Если бы администрация действовала в соответствии с законодательством, то и наше реагирование могло ба быть другим. Я не когда не говорил, что мы будем защищать нарушителей трудовой дисциплины. Выпить можно, но в свободное от работы время и не злоупотребляя. И прогуливать или опаздывать на работу тоже не допустимо для членов нашего профсоюза.

Хочу сделать небольшой экскурс в историю для тех, кто не так давно работает в метрополитене.

В ноябре 2000 года профсоюз при поддержке Объединения Свободных профсоюзов железнодорожников Украины проводил пикетирование управления Киевского метрополитена с требованием повышения заработной платы работникам метрополитена.

В 2001 году в средствах массовой информации обсуждался вопрос о присоединении метрополитена к "Киевпастрансу". Киевская городская государственная администрация уж очень хотела чтобы метрополитен жил при коммунизме. Т.е., от каждого по возможности, а каждому – по потребности. И с этим желанием “отцам города” пришлось повременить только после моего обращения к тогдашнему премьеру Анатолию Кирилловичу Кинаху. Но это только временное достижение. От таких желаний просто так не отказываются. Можно предполагать, что такая попытка ещё повторится.

В 2002 году наш профсоюз был инициатором коллективного трудового спора между наёмными работниками Киевского метрополитена и Киевской городской государственной администрацией с требованием выполнения предусмотренного городским бюджетом финансирования Киевского метрополитена.

16 января 2003 года Премьер-министр В. Янукович подписал Постановление Кабинета Министров  № 36 “Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях”. Этим постановлением отменяется постановление Кабмина № 162 от 11 марта 1994 года “Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях”. Также утратило силу постановление Кабмина № 773 от 15 ноября 1994 года “О внесении изменений и дополнений к спискам № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях”.

Машинисты электропоездов метрополитена лишились права выхода на пенсию на льготных условиях. Постановление Кабмина, которое нарушает социальные права машинистов электропоездов метрополитена, было принято без согласования с профсоюзами, без проведения аттестации рабочих мест, что является нарушением ст. 13 Закона Украины “О пенсионном обеспечении”.

Это Постановление также повлекло за собой ещё одно нарушение – изменение условий трудового договора. Т.е., когда машиниста принимали на работу, трудовым договором предусматривался выход на пенсию для него в 50 лет при наличии льготного стажа 10 лет. И вот  изменение условий трудового договора не то, что не согласовывалось ни с кем, а даже никому  об этом не сообщалось.

Основная аргументация происшедшего Министерством труда была основана на разногласиях между классификатором профессий и списком №1. Т.е., в списке №1 значилась профессия “машинист электропоездов метрополитена”, а в классификаторе профессий – просто “машинист электропоездов”. А на вопрос, почему же не исходили от обратного, никакой реакции не было. Не бралось во внимание, что ещё в 1995 году я обращался в Кабинет Министров Украины с предложением навести порядок в этом вопросе. И в начале 1996 года даже получил ответ с положительными обещаниями.

21 апреля 2004 года машинисты электропоездов Киевского метрополитена при поддержке Конфедерации Свободных профсоюзов Украины и других профсоюзов провели акцию протеста - пикетирование Кабинета Министров Украины. В подготовке и проведении этой акции активное участие принял и наш профсоюз. В ходе ее, возле Кабинета Министров вместе с государственным флагом развивались флаги Свободного профсоюза работников Киевского метрополитена, Конфедерации Свободных профсоюзов Украины, Независимого профсоюза горняков Украины и других профсоюзов, т.е. тех профсоюзов, которые поддержали законные требования машинистов метрополитена. Результатом этой акции, стало письмо вице-премьера Д.Табачника датированное 24-м апреля 2004 года, в котором он сообщил о своих поручениях министру труда Папиеву М., Пенсионному фонду Зайчуку Б., и Министерству юстиции Лавриновичу А. Т.к. в этом поручении было предложено рассмотреть данный вопрос при моём участии, я имею право утверждать, что это поручение не выполнено потому, что меня никуда не приглашали и ни о чём не информировали.

Не буду в подробностях рассказывать обо всей переписке по этому вопросу, о посещениях различных государственных учреждений и других действиях нашего профсоюза, по этому вопросу надо писать отдельный роман, но могу только со всей ответственностью сказать, что Кабинет министров Украины положительно этот вопрос решать не хотел.

Решение этого вопроса зависло после того, как один из машинистов предложил на конференции трудового коллектива электродепо „Дарница”, а вы проголосовали, чтобы полномочия для решения этого вопроса передать административному профсоюзу. Не знаю, что этого машиниста подтолкнуло на такое предложение (расположение звёзд или администрация), но сейчас вы имеете то, за что проголосовали.

Наш профсоюз также принимает участие в решении вопросов социального страхования, аттестации рабочих мест и охраны труда. Юрий Сердюк – член постоянно действующей комиссии метрополитена по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

Наш профсоюз принимал участие в расследовании случаев производственного травматизма с Виктором Байовым, Олегом Вознюком, Николаем Коробко, Сергеем Янченко. Дай Бог, чтобы такими случаями, т.е. случаями травматизма, мы занимались как можно реже, но тут же следует сказать, что некоторые особи из вышеперечисленных, оказались мягко говоря неблагодарными, мягко говоря, людьми. После того, как все их проблемы были решены, они попросту вышли из профсоюза. Не объясняя причин. В такие моменты, чувствуешь себя представительницей древнейшей профессии: тобой воспользовались и бросили. Хотя нет, тем платят деньги, а у нас зачастую их, наоборот берут, как, например, поступил ДЦХ Кобзарь. Тот написал заявление на материальную помощь, одновременно с заявлением о выходе из профсоюза. Одно заявление он передал в профком ВППКМ, а второе – в бухгалтерию сл. «Д». И получил помощь, уже не будучи членом ВППКМ. И ничего, спокойно работает, и совесть его не мучает.

Когда работникам кузнечно-гальванического участка ОМ-2 (сейчас уже вагоноремонтного завода) без всяких оснований сократили продолжительность отпусков, после реагирования нашего профсоюза эта  “ошибка” была исправлена.

В данный момент ВППКМ легализован в Шевченковском управлении юстиции (по территориальной принадлежности юридического адреса нашего профсоюза). Но администрация всё равно, невзирая на законодательство, отдаёт предпочтение тому профсоюзу, членами которого они являются.

Наследственные проблемы:

В наследство от ВЦСПС нам досталось распределение путёвок. Основной источник оплаты санаторно-курортных путёвок – это бюджет фонда социального страхования. Отчисления в фонд социального страхования производятся из фонда оплаты труда работников, а не членов профсоюза, как пытаются в целях агитации (или подкупа, назовите это как хотите), объяснить работникам некоторые профсоюзно-административные деятели. Получить такую путёвку имеет право любой работник, независимо от членства в профсоюзах. Отчисления в фонд социального страхования – это, фактически, деньги недополученные работником в виде заработной платы. Для членов нашего профсоюза, в соответствии с нормами коллективного договора, администрация предоставляла средства на культурно-массовую работу и оздоровление  пропорционально численности нашего профсоюза по отношению к численности работников метрополитена. Понятно, что для всех путёвок не хватит. А в народе говорят, что красиво жить не запретишь. Вот тут-то и начинается борьба за красивое существование. И, что очень неприятно, эта борьба усилилась после того, как мы стали приобретать путёвки за счёт средств, предоставленных в соответствии с нормами коллективного договора. А чем меньше численность профсоюза, тем меньше денег на приобретение путёвок. Хотя желающих получить путёвку становится всё больше. Лично я считаю, что человек должен получать достойную зарплату и иметь возможность достойно отдыхать независимо от этой путёвочной лотереи. Моё мнение, что профсоюз должен направлять свои усилия на повышение уровня благосостояния работников, а не на распределение путёвок, которых всё равно на  всех не хватит.

А напоследок финансовый вопрос. Существует Положение о контрольно-ревизионной комиссии, которое вряд ли кто-то просто читал потому, что избранная Комиссия не одной проверки не провела, тем более что из состава КРК осталось только два человека. Я хочу избежать обвинений, что эти деньги использовались неправильно, поэтому не буду обвинять никого в бездеятельности или излишнем доверии нам, а просто предлагаю активизировать работу контрольно-ревизионной комиссии.

Когда бывший начальник депо «Дарница» Виктор Атлас пытался покупать меня различными должностями, чтобы я вышел из профсоюза, я обещал, что выйду из профсоюза или «ногами вперед» или, когда меня переизберут. Хотя время и не стоит на месте, моя позиция остается прежней!

Ценю Ваше время, но у меня нет уверенности, что я рассказал обо всём, что вас интересует. Поэтому предлагаю задавать вопросы. Я обязан ответить на любой вопрос, касающейся деятельности нашего профсоюза и лично моей работы на должности председателя профсоюза при личной встрече, по телефону, на сайте.

Виктор Дитковский

30 января 2012

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 Схема ліній Київського метрополітену
люб'язно надана Дзигуном Вадимом
(натисніть для збільшення)

 

ВППКМ – історія, мета та причини створення.

У1993-1994 роках працівники електродепо “Дарниця” та “Оболонь” Київського метрополітену пройшли процедуру колективного трудового спору. До страйку справа не дійшла – вимоги метрополітенівців були частково задоволені. Детальніше...

Исповедь

22 июня 1994 года на учредительном собрании создала Свободный профсоюз работников Киевского метрополитена (ВППКМ), председателем которого был избран я. Тогда я ещё работал машинистом электропоездов метрополитена, был председателем цехкома цеха эксплуатации электродепо “Дарница” и заместителем председателя ОПК. Подробнее...

АНАЛІЗ ПРОЕКТУ ТРУДОВОГО КОДЕКСУ УКРАЇНИ

Фахівці Конфедерації Вільних профспілок зробили аналіз проекту Трудового кодексу України.

По перше: проект ТКУ не є цілісним документом. Ознайомлення з ним дає відчуття, що розділи виписані, різними людьми з різним життєвим світоглядом.  Детальніше...

Службовці столичного метрополітену ненароком «привласнили» мільйон

16 Березня 2012 p. 11:35

Йдеться про кошти, що отримувалися від інкасування з автоматів безконтактних карток. Детальніше...

Державні профспілки об’єднує орган державної влади!

Постановление Центрального исполнительного комитета, Совета комиссаров и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов № 238 Об объединении Народного комиссариата труда Союза ССР с Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов.   Детальніше...